Развитие внутреннего туризма в России

В Государственной Думе прошёл «Правительственный час», посвящённый развитию внутреннего туризма в нашей стране. Внутренний туризм становится одной из стратегических отраслей, поскольку внешний туризм сокращается из-за санкций. Эти санкции, кстати, помогают обратить взор на развитие туристической инфраструктуры России. Государство уже оказывает существенную поддержку отрасли. В текущем году на развитие туризма выделяется более 70 миллиардов рублей. Растёт внутренний туристический поток, он возвращается к доковидному уровню 2019 года. Восстанавливается занятость в сфере туризма, здесь трудится уже 2,3 миллиона человек. Широко применяется так называемый кэшбэк, когда часть стоимости путёвки возвращается покупателю. Уже более 2 миллионов человек этим воспользовались, а государство выделило на эти цели более 150 миллиардов рублей.

Государство, как видим, оказывает существенную помощь в развитии туризма, но и проблем здесь немало. Вот, например, путешествие на юг на автомобиле обходится недёшево из-за высокой стоимости бензина, но и плата за проезд по федеральным трассам из года в год повышается. Так, доехать из Москвы до Симферополя по трассе М-4 стоит уже более 2 тысяч рублей, это так называемые сборы за проезд. Было бы целесообразно уменьшить такие сборы, особенно в условиях, когда нет авиасообщения.

Для развития внутреннего туризма надо не только строить гостиницы, расширять дорожную сеть, реставрировать остатки дворянских усадеб, развивать сельское хозяйство в тех местах, где существуют оживлённые туристические потоки. Очень перспективен агротуризм, когда туристы могут не только наблюдать за сельскохозяйственными работами, но и сами в них участвовать. Это очень полезно также и для детского воспитания, и для понимания того, что прежде, чем что-то потреблять, это надо произвести.

Нужны также новые формы привлечения туристов. Так, например, в Вологодской области в музее деревянного зодчества Семенково сами местные энтузиасты сделали интерактивную программу. Она имитирует крестьянский быт прошлых веков, там земская учительница может посадить вас за парту с откидной столешницей и проведёт уроки, которые были в 19 веке. Современная молодёжь привыкла к гаджетам, поэтому в туристических местах целесообразно развивать такого рода интерактивные программы. Они прививают вкус к нашей истории и к пониманию того, как было организовано хозяйство, как был устроен быт у наших дедов и прадедов.

ЛДПР придаёт большое значение развитию внутреннего туризма в России, так как 80% туристических фирм – это малый бизнес. Хотя, как мы отметили, в последние годы начали выделяться средства для строительства туристических комплексов в кавказских республиках, на Алтае, Камчатке. Но большинство регионов используют свои ресурсы, имея при этом дефицитные бюджеты. Медленно развиваются туристические и гостиничные сети, которые могли бы проводить единую политику, иметь финансовые ресурсы для строительства гостиниц, развития транспортных и других услуг.

Подчеркнём вновь, что для путешествий по нашей большой стране на автомобиле желательно иметь недорогой бензин. Цена на бензин у нас ниже, чем в Европе, но вот по сравнению с Ираном, Ливией, Венесуэлой и другими нефтедобывающими странами – она выше в несколько раз. Например, в Венесуэле цена бензина – 2,2 цента за литр, то есть по сегодняшнему курсу доллара в переводе на рубли – это примерно 1,5 рубля за литр. В Иране чуть выше 3 рублей, в Казахстане уже порядка 30 рублей за литр.

Для развития туризма надо строить гостиницы, дороги. А как их строить в широких масштабах при такой высокой процентной ставке за кредит? Высокие ставки вообще парализуют экономическое развитие. Посмотрите на наших «врагов – партнёров» – ставка 1-2%, если повышают или снижают, то на 0,25-0,5%, не шарахаются – то 4,5%, то 20%, то 14%. Как можно развивать масштабное предпринимательство в сфере туризма, когда практически невозможно посчитать окупаемость первоначальных затрат?

Инфляция ведь у нас не из-за того, что денег много в экономике и у людей, а оттого, что курс рубля неустойчив и мало производится своих товаров. Импортозамещение помаленьку идёт, но вводится сегодня так называемый параллельный импорт, когда можно будет ввозить товары из разных стран без получения разрешения правообладателей товарных знаков, брендов. Мера вынужденная и нужная сегодня, но нужно, чтобы при этом не забуксовало реальное импортозамещение, включая и иностранные гостиничные сети. До сих пор недостаточно поддерживается производство собственных автомобилей, станков и необходимых комплектующих для изготовления этих автомобилей. Всё помаленьку, потихоньку. Так и туристическая сфера развивается, хотя и до, и после специальной военной операции на Украине, она может приносить миллиарды в бюджет, увеличить качество, и разнообразие жизни наших людей. А пока большинство населения занимается в основном своими небольшими дачными участками.

Часто говорим об имидже страны, привлекательности России для жизни и работы. Так вот, развитие внутреннего туризма – это фактически визитная карточка страны. Не будет серьёзных инвестиций в нашу экономику со стороны теперь уже дружественных стран до тех пор, пока не будет создана современная туристическая индустрия. Красоты российской природы – лучшие в мире, но нужна сеть хороших межрегиональных и местных дорог, развитая туристическая инфраструктура, где можно остановиться, где покушать, где заправить автомобиль и так далее.

В материалах, которые представляются к законам о бюджете, как правило, нет расчётов перспектив развития туристической индустрии. А для России с её географией, разными климатическими зонами, уникальными местами и ландшафтами туризм мог бы приносить многомиллиардные доходы, прежде всего в региональные бюджеты.

До сих пор нет чёткого понимания, как сделать Россию привлекательной. Внутренний туризм – это главное направление.

Очень привлекательны речные круизы по нашим рекам, морям, озёрам. Когда, наконец, будут производиться пассажирские суда на воздушной подушке, чтобы, например, было легко перемещаться по Крымскому побережью, быстро добраться, например, из Сочи в Севастополь? Это не только туризм, это социальная политика.

До сих пор к развитию внутреннего туризма в ряде регионов не очень серьёзное отношение. А ведь это и развитие культуры, транспорта, международных отношений. Это и занятость, особенно в малых городах, где много уникальных мест и памятников. Это и прибавка к местному бюджету. Один человек, занятый в туризме, создаёт до 10 рабочих мест в смежных отраслях экономики.

Россия – восьмая часть мировой суши и только 1% мирового туристского потока. Не используем пока полностью свои географические, конкурентные преимущества.

Надо, чтобы развитие туристической индустрии как отрасли присутствовало в расчётах доходов и расходов как федерального, так и региональных, и муниципальных бюджетов.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020